НАЧАЛО   НОВОСТИ   ОРЯ   ПИШЕМ! 
                     
             

ИСТОРИЯ КЕРАМИКИ ЯПОНИИ

Открытие на Японских островах в начале 60-х годов археологических памятников с керамикой возраста около 13 тысяч лет явилось в то время настоящей мировой сенсацией, опровергавшей устоявшееся мнение, что центром самой ранней глиняной посуды был Ближний Восток. Сегодня керамические комплексы возраста 13-10 тысяч лет известны не только в Японии, но и на юге Российского Дальнего Востока, в восточном и юго-восточном Китае, в Корее.

1. ДРЕВНЕЙШАЯ КЕРАМИКА. Древнейшая в мире керамика впервые была обнаружена на Японском архипелаге. В 1960 г. во время раскопок первобытной стоянки в пещере Фукуи (префектура Нагасаки, остров Кюсю) были найдены обломки глиняных сосудов, возраст которых, по данным радиоуглеродного анализа, около 13 тысяч лет. Большинство памятников открыто в центральной и южной частях о. Хонсю, на севере о. Кюсю. Древнейшие керамические комплексы самого северного острова Хоккайдо датируются временем около 9 тысяч лет. Образцы древнейшей японской керамики представляют собой обломки сосудов, которые использовались,вероятно, для каких-то хозяйственно-бытовых нужд. Эти изделия первых гончаров были еще очень примитивны. Формовочной массой для них служила природная глина, часто плохо очищенная, содержащая грубые песчаные примеси.

Так выглядит ранняя керамика ЯпонииРанние керамические сосуды имели простую форму - с прямыми или слегка расширенными к устью стенками, острым или плоским дном. По внешнему виду они напоминали перевернутый конус или цилиндр. Остродонные сосуды предназначались для вкапывания их в землю либо для подвешивания над огнем при помощи веревочки, продетой в отверстия, расположенные вдоль устья. Стенки глиняных емкостей лишь слегка заглаживались в процессе формовки и оставались после обжига шероховатыми. Обжигалась керамика в обычном открытом костре, при низких температурах в 500° - 700°С.

Сосуды имели хрупкие стенки и блеклый желтый или светло-оранжевый цвет. Примечательной чертой древнейшей керамической посуды Японии является то, что при всей своей технологической примитивности она уже отмечена признаками декора. Сосуды украшались незатейливым орнаментом из оттисков веревки или шнура, тонких налепных глиняных жгутиков, ногтевых вдавлений. Интересным вариантом декора были отпечатки створок мелких морских моллюсков.

2. КЕРАМИКА ЭПОХИ НЕОЛИТА. Эпоха неолита Японии представлена культурой Дзёмон (от 10 до 2,5 тысяч лет назад). Культура Дзёмон подразделяется во времени на несколько периодов: начальный, ранний, средний, поздний и финальный. Каждый характеризуется определенными чертами материальной культуры, хозяйства, социальной структуры общества. На каждом археологическом памятнике культуры Дзёмон исследователи находят огромное количество целых и разбитых сосудов. Коллекции дземонской керамики являются обязательным украшением всех историко-культурных музеев Японии.

По мере усложнения хозяйственной жизни, развития технологий и производств, в частности, технологии гончарства, начинается постепенный процесс выделения особо искусных мастеров, изготовлявших керамическую посуду не только для себя и своих семей, но и для соседей по поселку, а, возможно, и для жителей других деревень. Посуда начального и раннего Дзёмона была еще весьма примитивна по технологии изготовления и по форме - емкости с прямыми или чуть расширяющимися к устью стенками, с грубой шероховатой поверхностью, обожженные в костре при низких температурах.

ДзёмонОднако каждое изделие украшалось орнаментом. Наиболее распространенным видом декора были оттиски веревки, с помощью которых создавались различные узоры. Собственно, само название "Дзёмон" происходит от японского слова "дзе", что и означает "веревка", "шнур". Керамика, украшенная веревочными оттисками, стала своего рода визитной карточкой неолитической культуры Японии. Эта традиция, возникнув еще на самых ранних этапах истории японской керамики, сохранялась на протяжении многих тысячелетий. Формы посуды становятся особенно разнообразны в периоды позднего и финального Дзёмона. Наряду с емкостями простого контура изготовлялись сосуды в виде вазы, с округлым туловом и высокой узкой шейкой, популярны были чаши и миски, появились сосуды с резервуаром-чашей на поддоне-ножке. Исключительное внимание уделялось декору керамической посуды. В период среднего Дзёмона родился оригинальный и не имеющий аналогов в других районах мира стиль украшения сосудов рельефными налепными деталями. Для керамики этого времени характерно сочетание простых форм и сложного, даже вычурного декора. Верхняя, устьевая часть емкостей украшалась причудливыми узорами из глиняных жгутов, спиралей, лент, колец. Иногда в эту композицию вплетались детали в виде стилизованных изображений животных или человеческих лиц. Очень часто налепные элементы размещались и на стенках сосудов, предварительно покрытых сплошными веревочными оттисками. Исследователи керамики Дзёмон выделяют типы сосудов "кацудзака", "атамадай", "умэтака", отличающиеся особой пышностью декора. Существует мнение, что эти сосуды использовались в каких-то ритуальных церемониях - например, в обрядах поклонения первобытным божествам. В период позднего Дзёмона декор керамики становится более строгим, изысканным. На смены затейливым "скульптурным" деталям приходят прочерченные геометрические узоры, сочетающиеся с изящными оттисками тонкого шнура. В оформлении внешнего облика сосудов большую роль начинает играть качество обработки поверхности. Керамика позднего и особенно финального Дзёмона нередко имеет отполированные до зеркального блеска стенки. В ряде случаев для отделки сосудов использовали красную краску на основе охры - минерального железистого пигмента. Древние обитатели Японских островов с большим искусством выделывали из глины украшения и мелкую скульптуру. В период среднего Дзёмона были популярны керамические серьги в виде кольца с ажурным "плетеным" узором внутри. Такие серьги археологи находят при раскопках погребений - они лежат у височных костей черепа.

Догу. Средний ДзёмонКерамические фигурки "догу" - одно из самых ярких явлений неолитической культуры Японских островов в периоды среднего и позднего Дзёмона. Эти фигурки высотой от 12 см до 30 см изображают в стилизованной манере людей. Иногда изображения напоминают фантастических существ или инопланетян - например, "догу" с неестественно огромными глазами, в головном уборе-"шлеме". в одежде, очень похожей на космический скафандр. Как полагают исследователи, керамические "догу" имели особое, возможно, магическое значение для людей культуры Дзёмон. Такие фигурки археологи находят обычно в погребениях или жилищах.

3. КЕРАМИКА КОНЦА 1 ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО НАШЕЙ ЭРЫ - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ НАШЕЙ ЭРЫ. В третьем тысячелетии до нашей эры в древней истории Японских островов неолитическая культура Дзёмон сменяется культурой Яёй. Если керамика Дзёмон изготовлялась вручную, то мастера Яёй уже использовали простейшее вращающееся устройство для формовки сосудов. Керамика Яёй отличается довольно тонкими стенками, а также разнообразием и сложностью форм. Изготовлялись сосуды в виде ваз, кувшинов с очень узким высоким горлом и ручками, бутылей, кубков, плоских тарелок, чаш на поддоне.

В культуре Яёй четко выделяется посуда разного назначения - столовая, кухонная, тарная, ритуальная. Каждой категории соответствовали определенные формы и размеры сосудов. Декор керамики отличался простотой и изяществом. Особое внимание уделялось обработке поверхности: стенки сосудов часто окрашивались охрой в красный цвет, лощились до зеркального блеска. В большинстве случаев сосуды не орнаментировались, лишь иногда скромный узор из прочерченных прямых или зигзагообразных линий, отпечатков штампа-гребенки украшал стенки изделия.

Техника обжига керамики Яёй была более совершенна, чем в гончарстве культуры Дзёмон. Керамика окружала людей культуры Яёй в повседневной жизни и сопровождала их в загробный мир. Умерших хоронили в огромных керамических контейнерах-гробах яйцевидной формы, состоящих из двух половин, плотно пригнанных друг к другу. Покойника помещали внутрь в позе спящего, с согнутыми ногами и руками.

В конце 3 века нашей эры начался следующий этап истории древней Японии, получивший название Кофун. Этот период продолжался до середины 6 века. Неотъемлемым элементом погребального ритуала являлись своеобразные керамические скульптуры - "ханива". Ранние ханива имели форму цилиндров, полых внутри, высотой около 1 метра, часто с треугольными отверстиями в стенках. Такие цилиндры устанавливались по кругу в центре кургана. Возможно, внутрь цилиндров помещали какие-то осветительные приспособления, которые горели в темное время суток.

В конце 4 века появилась традиция делать ханива в виде людей - мастера придавали им различные позы, выражения лиц, прорабатывали детали костюма. Керамические скульптуры изображали воинов, всадников, крестьян, музыкантов и танцоров, знатных дам в парадной одежде, служителей религиозного культа. Внутри такие ханива, как и более ранние цилиндры, были полыми. Высота фигур достигала полутора метров. В 6 веке ханива стали изготовлять в виде животных - собак, кошек, лошадей, птиц, рыб. Также ханива могли иметь форму лодок, колесных повозок, домов. Именно эти ханива устанавливались в самой верхней, центральной части курганной насыпи, символизируя перемещение покойною ма мира живых в царство мертвых. На более нижних уровнях кургана размещались в определенном порядке фигуры животных и людей - вся эта керамическая "процессия" сопровождала душу покойного в загробный мир.

Одной из самых характерных форм керамики Кофун являлась небольшая тарелочка или уплощенная чашка с высокими краями и крышкой. Тарелки и чаши с крышками как разновидность столовой посуды были характерны для японской бытовой культуры в последующие столетия и сохранили свое значение по сей день. Очень популярны в гончарстве Кофун, как и в предшествующий период Яёй, были сосуды в виде резервуара-чаши на поддоне, назначение которых связано, вероятно, с культовыми церемониями. Категория серой посуды периода Кофун называлась "суэ", или "суэки". Археологами установлено, что керамика "суэ" встречается в погребениях знатных членов общества, тогда как керамика другого типа, "хадзи", более характерна для захоронений простых людей.

4. КЕРАМИКА ЯПОНИИ 7 -15 ВЕКОВ. Ко второй половине 6 - началу 7 века относится образование в Японии раннего феодального государства с централизованной императорской властью. В гончарстве Японии этого периода изделия, выполненные вручную ("тэ-дзукури"), ценились выше, чем те, что были сформованы на круге. В 8 - 9 веках в гончарных мастерских Киото была освоена технология получения трехцветной бело-желто-зеленой и одноцветной зеленой легкоплавкой глазури. Однако керамика, украшенная нарядной трехцветной глазурью, не получила широкого признания и распространения в Японии. Гораздо более популярна была посуда, покрытая так называемой пепловой глазурью, образующейся в результате попадания пепла на поверхность керамических сосудов в процессе их обжига. Глазурь покрывала стенки полупрозрачным зеленоватым, неровно лежащим слоем.

Такая посуда, впервые появившаяся в 9 веке, получила распространение в 10-12 веках, в период Хэйан. В 13 веке была освоена технология получения прозрачной высокотемпературной полевошпатовой глазури на основе опыта производства изделий с пепловой глазурью. Этому способствовали усовершенствования обжигательных печей, позволившие достигать температур 1200°С и выше. Керамика, покрытая полевошпатовой глазурью, носит название "токи". Также в 13 веке в гончарных мастерских провинции Бидзэн начинается производство керамики типа "якисимэ". Для керамики якисимэ была характерна естественная пепловая глазурь, с помощью которой достигался оригинальный художественный эффект. В это время сложились те каноны простоты и естественности, которые были присущи искусству керамики Японии во все последующие периоды.

Помимо кухонной и тарной посуды, в домашнем хозяйстве обязательно имелись керамические емкости для ежедневной и праздничной трапезы. Керамические емкости составляли лишь часть общего набора столовой посуды. Простые люди, как правило, могли позволить себе лишь недорогие неглазурованные изделия. Зажиточные японцы приобретали столовые сосуды, покрытые глазурью. Вторая сфера, где использовались сосуды из керамики в 13-14 веках, а, возможно, и несколько ранее, связана с буддийским культом церемонии чаепития (керамические чашки "ван" и "тяван").

5. КЕРАМИКА И ФАРФОР ЯПОНИИ В 16-19 ВЕКАХ. Принудительно переселенные во владения японских феодалов корейские ремесленники, среди которых были искусные мастера по изготовлению черепицы, керамической и фарфоровой посуды, обогатили гончарство Японии новыми технологическими и художественными идеями. Ведущей формой организации гончарства (начиная с 16 века) было так называемое клановое производство ("ханъэй-гама"). Это были селения гончаров-ремесленников, расположенные вблизи залежей керамических глин. Наряду с изготовлением керамической посуды на круге использовались способы формовки в специальных формах-шаблонах и упоминавшийся выше ручной способ лепки ("тэ-дзукури").

В 16 веке происходят изменения в техническом оснащении операции обжига керамики. Сегодня японские гончары, работающие в области художественной керамики, предпочитают традиционные обжигательные устройства. Ярким событием, определившим одно из основных направлений в последующем развитии японской керамики 16 и 17 века, стало возникновение технологии изделий "раку", связанного с историей знаменитой церемонии чаепития в широких кругах японского общества. Возникла потребность в особой сервировке чайного стола, которая смогла бы подчеркнуть внутренний смысл ритуала чаепития. Рождение керамики "раку", предназначенной специально для чайной церемонии, связано с именем выдающегося гончара Танака Тодзиро, корейского мастера-черепичника (1516-1592 гг.).

Основным видом керамики раку были чайные чашки "тяван" с высокими стенками. Также для чайного стола изготовлялись цветочные вазы, чайники и чайницы. Все изделия формовались только вручную, без помощи гончарного круга. Легкая асимметрия контура, неравномерная толщина стенок были отнюдь не оплошностью гончара, а результатом воплощения определенной художественной идеи. В создании подлинного стиля раку еще большее значение, чем формовка, играли операции обжига и обработки поверхности. Мастер Тодзиро, опираясь на многолетний опыт в производстве черепицы, использовал технологические дефекты операций глазурования и обжига изделий для создания необычных декоративных эффектов. Сетка трещин на поверхности керамического сосуда, признаки оплавления черепка в результате чересчур высокой температуры, неаккуратно растекшаяся по стенкам глазурь только кажутся досадной случайностью, браком. В действительности же именно эта продуманная небрежность и составляла главную прелесть керамики раку. С технологической и художественной точек зрения изготовление керамических изделий раку является делом весьма сложным, так как требует от гончара безукоризненного владения материалом (глиной), умения балансировать на грани изысканной простоты и явного брака. Собственно, идеал естественности, непреднамеренности был свойствен японскому гончарному искусству еще задолго до появления стиля раку - достаточно вспомнить популярную с 10 века керамику с пепловой глазурью. Технологические новшества Тодзиро гармонично вплелись в каноны эстетического чувства японцев, покорив их души сразу и навсегда.

Стиль раку, родившись в 16 веке, успешно развивался на протяжении последующих столетий. Самые искусные мастера раку пользовались в Японии исключительным почетом наравне со знаменитыми художниками и поэтами. Лучшие образцы керамики раку получили имена собственные и вошли в национальную сокровищницу произведений искусства. Глазури, которыми пользовался мастер Тодзиро, содержали в своем составе соединения железа, марганца, меди и давали после обжига черный и красный цвета. Эта цветовая гамма считается "классической" для стиля раку, хотя впоследствии она была дополнена другими вариантами окраски.

Помимо раку, в производстве керамических изделий появились и другие технологическо-художественные стили. Так, стиль "орибэ", в особенности его декоративные приемы, так же, как и керамика раку, был воплощением японских идеалов - это определило его популярность в гончарном искусстве последующих столетий. В 16-19 веках были разработаны и с успехом практиковались многие другие интересные варианты технологии и декора керамики. Например, в мастерских Бидзэн (о. Хонсю) производился особый вид посуды "бидзэн-яки", обжигавшейся в течение длительного времени при высоких температурах. В результате керамический черепок приобретал исключительную прочность, характерный "металлический" блеск и звук при ударе. В декоре бидзэн-яки использовались яркие цветные глазури.

Оригинальным способом украшения было обвязывание сосуда перед обжигом веревкой из рисовой соломы или посыпание сосновыми иглами - после выгорания растительности на поверхности оставались ее отпечатки.

Японские мастера 16-18 веков успешно экспериментировали с различными технологическими вариантами глазурей, эффектами обжига, изобразительными приемами - результатом этого стали их замечательные изделия, образцы высокого художественного вкуса. В 17 веке в Японии были освоены новые виды гончарной продукции - фаянс и фарфор.

К середине - второй половине 19 века фарфорово-керамическое производство стало одной из основных отраслей формирующейся капиталистической промышленности Японии. В первой половине 20 века фарфорово-керамическое производство Японии продолжало сохранять свои традиционные черты. Ведущим гончарные мастерские функционировали в привычных технологических режимах, использовали технические средства, известные многим поколениям мастеров, соблюдали выработанные в течение столетий художественные стандарты.

Самая яркая особенность гончарства средневековой Японии - стремление к достижению впечатления естественности, идущего от умения раскрыть возможности материала, заставить его "говорить", наделить каждую вещь только ей присущими чертами.

Ирина Сергеевна Жущиховская,
доктор исторических наук,
сотрудник Института истории, археологии и этнографии
народов Дальнего Востока ДВО РАН
irinazh@mail.primorye.ru

Статья впервые опубликована в "Окне в Японию" -
Информационном бюллетене Клуба любителей японской культуры
при Японском центре г. Владивостока, # 10, сентябрь 2001 г., стр. 4-5.


##### ####### #####
ОКНО В ЯПОНИЮ -
E-mail бюллетень
Общества "Россия-Япония",
# 23, 2002.06.02; # 24, 2002.06.09
http://ru-jp.org
ru-jp@nm.ru
##### ####### #####

       
                       
 НАЧАЛО   НОВОСТИ   ОРЯ   ПИШЕМ!