НАЧАЛО   НОВОСТИ   ОРЯ   ПИШЕМ! 
                     
              История российско-японских отношений испещрена пятнами, причем, к сожалению, не только белыми, но и черными. Лучшее средство от таких пятен - правда, лучший пятновыводитель - документ. Опера “Юнона и Авось” никогда не будет популярна в Японии. Почему? Ответы на этот и другие, более важные вопросы - в произведении совершенно нового жанра - историко-документальном E-mail сериале Алексея Кириченко



ПИРАТСКИЕ КОРАБЛИ "ЮНОНА" И "АВОСЬ"


НЕУДАЧА ПОСОЛЬСТВА Н.П. РЕЗАНОВА

В 1799 году указом императора Павла I и под его непосредственным патронажем была создана Российско-Американская Компания (РАК), которая получила в наследство от частной компании умершего Г. Шелехова обширные владения на американском континенте и на Дальнем Востоке. Царская семья владела в этой компании значительным пакетом акций и была заинтересована в ее эффективной деятельности.

Председателем этой полуправительственной компании был назначен зять Шелехова граф Николай Петрович Резанов, который до этого занимал пост обер-прокурора первого департамента Сената. Человек решительный и энергичный, имевший влиятельные связи в правительственных кругах России и пользовавшийся покровительством российского императора, он снарядил и возглавил первую русскую кругосветную экспедицию на судах «Надежда» (командир Крузенштерн) и «Нева» (командир Лисянский), которые 26 июля 1803 г. отправились в плавание.

Среди разнообразных задач, которые предстояло решить Н.П. Резанову, одной из самых сложных был вопрос об установлении с Японией дипломатических и торговых отношений, в чем Россия была крайне заинтересована, так как хотела наладить с соседней страной постоянные связи на государственном уровне, ибо остро нуждалась в снабжении продовольствием своих владений на Дальнем Востоке и на американском континенте.

В те времена Япония была «закрытой» страной и не допускала иностранцев в свои пределы, опасаясь насильственной колонизации. Исключение было сделано только для голландских купцов, да для мелких китайских торговцев, которым разрешалось вести ограниченную торговлю на искусственно созданном острове Дэсима напротив Нагасаки.

26 сентября 1804 года Н.П. Резанов на «Надежде» прибыл в гавань Нагасаки. Однако японцы встретили нежданных гостей враждебно и, продержав их почти полгода под «домашним арестом», на предложение русских установить постоянные контакты на государственном уровне не пошли. 6 апреля 1805 года Резанов покинул Нагасаки.

Несомненно, основной причиной неудачи посольства Резанова были стремление Японии сохранить свою неприкосновенность и не стать колонией. Сыграли свою роль и интриги голландцев, не желавших иметь конкурентов. Однако есть еще два момента, которые следует иметь в виду.

Во-первых, нельзя забывать слова замечательного российского японоведа и китаеведа Д. Позднеева, который еще в 1909 году писал, анализируя ход переговоров Резанова с японцами: «Сличение документов русских и японских показывает, что русские во многих случаях совершенно неправильно представляли себе поведение японцев и давали действиям последних совсем не тот смысл, какой они имели в действительности».

Во-вторых, русские не могли предложить японцам достойного товара, кроме мехов и рыбы, в обмен на хлеб и другие продукты. Меха не пользовались спросом в находившейся в «самоизоляции» Японии, а рыбу в достаточном количестве японцы вылавливали сами не только для употребления в пищу, но и для удобрения рисовых полей.

Во время пребывания в Японии кое-кто из заинтересованных в торговле с Россией деловых японцев советовал Резанову проявить настойчивость и силой заставить Японию торговать с Россией. В частности, ему подсказали, что японские купцы уже активно ведут торговлю на острове Сахалин и Курильских островах, на которые Россия претендовала как на свои территории. Чего же медлит Россия?

По пути из Нагасаки 1 мая 1805 года «Надежда» вошла в губу Анива на южной оконечности острова Сахалин. Выяснив, что японцы уже несколько лет ведут торговлю с проживавшими на Сахалине айнами, Резанов взял курс на американский материк. Там он решил ряд неотложных вопросов, связанных с деятельностью российской фактории, но его не покидала мысль о том, что он не смог установить контакт с Японией.

И он принял решение попытаться силовыми методами заставить японцев изменить их позицию по отношении России. По его указанию был куплен у американского предпринимателя фрегат «Юнона» и построен тендер «Авось», командирами которых он назначил работавших в РАК по контракту флотских офицеров лейтенанта Хвостова и мичмана Давыдова. На борту «Юноны» 15 сентября 1806 года Н.П. Резанов прибыл в Охотск, а тендер «Авось» был направлен описывать острова Симушир и Уруп Курильской гряды.

8 августа 1806 года Н.П. Резанов по пути в Охотск подготовил секретную инструкцию, которую должны были осуществить суда «Юнона» и «Авось» под общим командованием лейтенанта Хвостова.

Об этой инструкции из десяти пунктов российские исследователи предпочитают подробно не говорить, а вспоминают о ней вскользь, хотя в листе ознакомившихся с ней значится восемь человек, начиная с Э. Файнберг в 1958 году и кончая А. Плотниковым в 1993 г.

Для понимания того, что же такое произошло почти двести лет назад между Россией и Японией, что японцы до сего времени недобрым словом вспоминают русских, необходимо, на мой взгляд, знать в полном объеме, а не в препарированном пересказе, что же на самом деле было написано в этой инструкции и как она была исполнена? Это должно открыть читателю глаза на то, почему японцы так не любят рок-оперу «Юнона» и «Авось», которая вот уже двадцать лет не сходит со сцены московского «Ленкома».

СЕКРЕТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ Н.П. РЕЗАНОВА

8 августа 1806 года камергер Н.П.Резанов дал следующие указания лейтенанту Хвостову и мичману Давыдову:

«Инструкция начальствующему секретарю экспедиции флота г-ну лейтенанту Хвостову.

Предприняв совершить сего года к Курильской гряде и острову Сахалину экспедицию, с нетерпеливостью снедал я времени столь лестного для меня исполнения и потом личного в успехах оной всеподданейшего его Императорскому Величеству донесения. Но как неравенство хода между собою судов наших отнимает время, которого по Охотской навигации столь мало остается, что по преобразованию Американских областей к торговле в приличном достоинству империи виде их имея нужду быть в Санкт-Петербурге должен я необходимо исполня что-либо одно, пожертвовать другим, то, что не теряя времени согласить все сиё к одной точке, принужденным нахожусь сделать соответственное тому распоряжение. Заменяясь известным мне рвением и усердствованием, и потому вверяя вам исполнение сего подвига, столько же долгом поставлю ввести вас в познание тех государственных видов к пользе компании, которых я предпринял оную.

1. Сделано в 1795 году от компании заселение 18 курильскому острову Уруп, тогда Александр переимянованном имело целию мену рухлядью и торговлю через мохнатых курильцев с Япониею. Смерть гражданина Шелехова прекратила вдруг все сии великие виды и недеятельность компании лишила ее с тех пор всяких об нем сведений. Обозрение сего острова, на котором остался передовидщик Звездочетов с 11 человеками и 3 женщинами будет знатная для компании услуга и послужит основанием к предбудущему. Здесь должен я сказать вам, что нашед Звездочетова на острову, следует взять с него сказку о всех со времен прибытия его происшествиях, осмотреть вверенные ему капиталы в знатной сумме товаров, двух орудиях, на 33 человека комплектное число ружей, винтовок, сабель и прочее, так же есть ли у них промысел и сколько взять его с собою и собрать на острову о соседственных японцах сведения и сменя Звездочетова определить передовщиком Широглазова, а его доставить к г-ну правителю Американских областей Баранову, который о дальнейшем исполнении от меня извещен будет. Прочих же оставшихся с Звездочетовым промышленных переписать, спрося их надобности и подкрепя сколько силы позволят между тем одобрить их тем, что в будущем году будет к ним нарочно судно отправлено. О необходимом же доставлении того, что потребно им, меня уведомить. Я должен сказать вам, что в бытность мою на острове Матмае
(Хоккайдо - А.К.) слышал я от японцев, что на Урупе русских нет и что через мохнатых курильцев, они производят там промысел, ездят туда для мены ежегодно. Хотя не совсем я тому верю, но поставляя сие на вид в осторожность, скажу генерально в особом пункте как поступать с японцами и курильцами. Гавань, в которой поселился Звездочетов, лежит на полуденной стороне острова. Предметы пред нею... некур столбом по обе стороны которого как слышно проходили суда, но сие лишь известно только по слухам и я оставляю искусству командиров судов исследовать справедливость оных, употребя к тому живших на сем острову близ трех лет промышленников Широглазова и Вардугина, которые на сей предмет назначены в экспедицию.

2. Гавань на северной стороне 16-го Курильского острова будет великим для будущих видов пособием. Я должен сказать вам, что известной Август Бениовский имел релаш в ней по уходу его из Камчатки и бывшие с ним штурман Бочаров и Измаилов доброту и превосходство ея. Промышленные Широглазов и Вардугин были в ней были в ней так же и будут вам в сем случае помощию. В 1794 году иностранное трехматчевое судно делало ей описание, но само не входило, а посылало бот. Вы постарайтесь разведать, не было ли после того опять каких судов и сделав описание гавани, обо всем доставить мне обстоятельное известие.

3. Поставя вам предметом оба вышеуказанные острова, заметить должны вы, что исполнение первых двух пунктов имеет целью усилия наши к достижению выгодной для нас торговли с японскою империей, на которую дав первое согласие, потом при отправлении на сей конец посольства столь вероломно отказала она единственно по случаю усиления в Министерстве противной нам партии. Я не скрою от вас, что народ сколько известно мне желал торговать, а потому считая нужным поставить оной сколько можно более в неудовольствие к сделанному России в торговле отказу надеюсь, что внутренний ропот скорее принудит горделивую державу сию к снисканию торговых связей с нами, когда сама она увидит, что вредить нам не в силах, но чувствовать от нас вред всегда должна будет не имея притом ни малейших к отвращению онаго способов. Следовательно удача в первом исполнении и продолжение от правительства нашего деятельных мер необходимо сблизить должны японцов к желаемой цели.

4. Остров Сахалин будет также значущим к сему плану предметом. На японских картах часть онаго означена особым островом под именем Карафуто пологая оный особливым мелким проливом отделяющим от Сахалина, который называют они островом Сандан и считают принадлежностью китайской империи. Существует ли сей, сие не известно, ибо японцы и сами северной части не посещают, но известно то, что островом Карафуто называют они южную оконечность Сахалина в проливе Лаперуза губу Анива заключающую. На Сахалине обитает весьма добронравный и одинаковый с жителями северной части Матмая народ Айно, который японцы совершенно поработили. В губе сей имеют они на обоих сторонах ее фактории для рыбной ловли, и не более как в 1796 году водворились. Приезжают в половине апреля, обирают зимою добытый жителями звериный промысел и употребляя их в работы свои живут до октября пока лов производится. Компании купцов из Осакки предприняли торг сей и правительство на правом со входа берегу содержит двух офицеров с некоторым числом военнослужащих для караула, которые на лето их Матмая присылаются, но никогда не зимуют. Главное селение сие лежит при одной бухточке, содержит казармы офицерские и купеческие, кумирню и 8 обширных магазинов, пушек еще не имеют. Далее во внутренность губы на другом берегу при устье речки лежит другая фактория, состоящая из одной огромной казармы и 8 магазинов. В лесу вокруг обоих селениев разбросаны временные юрты сахалинцев, из которых некоторых японцы вооружили копьями. Во всей губе жителей до 500 человек. Дав вам понятие о состоянии острова сего, предписываю:

Первое - Войти в губу Анива и буде найдете японские суда, истребить их, людей годных в работу и здоровых взять с собою (! - А.К.), а неспособных отобрать, позволить им отправиться на северную оконечность Матмая, сказав, чтобы никогда они Сахалин как российского владения посещать иначе не отваживались, как приезжая для торга, к которому всегда россияне готовы будут. В числе пленных стараться брать мастеровых и ремесленников.

Второе - Взятых оттуда японцев иметь вами в строгом присмотре на судне вашем, но не огорчать их уверяя, что доля их будет счастливее прежней и потому сохранить им их собственность и всех в Ново-Архангельск доставить.

Третье - Ежели силы позволят Вам сделать высадку, то в таком случае стараться обласкать сахалинцев, уверить их, что принадлежат они такому монарху, под защитою которого всегда спокойными быть должны, отличить старшин медалями, которых 20 вручаю вам здесь и одарить их сукном, капотами и другими вещами на судне вашем имеющимися, о которых реестр вам прилагаю, а между тем произвести с ними мену, чтобы узнать образ оной.

Четвертое - Что найдете в магазинах, как то: пшено, соль, товары и рыбу как принадлежащие Целому Купеческому Обществу взять все с собою, а последней сколько можно; буде же которыя будут ею наполненными и одаль строения, таковых сжечь, оставляя казармы и всякое строения в целости впредь для удобнейшего соотчичам нашим водворения.

Пятое - Из кумирни забрать все идолы и захватя одного бонза или должность его отправляющего, взять с собою в Америку, где Япония при свободном отправлении веры их более к водворению найдут удовольствие и впоследствии времен обзаведясь будут нам привлекать своих соотчичей. Исполня же все сие следовать вам в порт Ново-Архангельск обоим судам.

5. В рассуждении сахалинцев и японцев всюду где ни встретите вы их, стараться первых привлекать ласками, а вторым делать вред истреблением судов их, но всюду сколько можно сохранять человечество, ибо весь предмет жестокости не против честных людей обращен быть должен, но против правительства, которое лишая их торговли держит в жестокой неволе и бедности и следовательно всякое японцам сделанное снисхождение обратит их более к заключениям о россиянах, что они великодушны и тогда столько не из страха колько из благодарности принужденными найдутся искать торговли.

6. Но как экспедиция сия по разлучении судов должна разделена быть и ея исполнение то командиру тендера «Авось» поручить исполнение первого и второго пунктов назнача по возвращению вашему соединиться с ним где и в которое время вы за благо признаете, чтобы быть вместе в губе Анива. Здесь должен я сказать вам, что берега губы сей сокрыты бурунами и следовательно следует обласкать сахалинцев, чтобы дали они для перевода лотки свои, которые весьма к тому способны. Ежели же г. Мичман Давыдов придет прежде вас и вы в назначенное время не поспеете, то сколько же будучи уверен в благоразумии его и деятельности предоставляю ему действовать по сей инструкции, сколько позволит ему малые силы его и способы и потом возвратиться в Ново-Архангельск.

7. Ежели паче чаяния великое количество японских судов превзойдет силы ваши, то само по себе следует, что лишитесь вы возможности исполнить предписание; тем не менее будет дел вам стараться буде можно истребить суда их (! - А.К.), поступая с японцами как в 4 и 5 пункте означено.

8. Стараться у японцев разведать, где именно они на других островах гряды Курильской водворились, какие получают звери, на какие товары меняют, куда сбывают мягкую рухлядь, в каком количестве какой зверь у них расходится может, сколько судов в которое время куда отправляются и есть ли у них по гряде где селения и способные гавани. Для лучшего к получения сведений облегчения, прилагаю вам словарь японского языка, и небольшой сахалинского, предоставляя вам последний умножить новым собранием слов стараясь весьма верно записывать выговор их и новые добавить.

9. Успехи первого сего опыта столь интересны, что желательно бы скорее получить об них известие и на сей конец предписываю вам, буде ветры позволят, зайти в Камчатку, где отдав в Петропавловской гавани для отправления с нарочным эстафетом депешу содержащую историческую о плавании обоих судов и всех происшествиях записку, потом в назначенный путь следовать.

10. По прибытии нашем в Охотск обязать на судне вашем всех подписать, чтобы никто не разглашал о намерении экспедиции сей и чтоб исполнение ея в совершенной тайне было.

Искусство и знание как господ командиров судов, так в соответствии им и усердие всех служащих, порукою мне в ожидании таких известий, которые сделают славу вам и откроют новые и прочные отечеству виды».

Эта инструкция была вручена лейтенанту Хвостову в сентябре 1806 года. Однако накануне отплытия «Юноны» из Охотска ему доставили дополнение к инструкции, в которой отразились терзавшие Резанова сомнения в правильности того, что он предписал исполнить Хвостову и Давыдову...

Алексей Кириченко

Продолжение: Глава 2

##### ####### #####
ОКНО В ЯПОНИЮ -
E-mail бюллетень
Общества "Россия-Япония",
2001.02.04
http://ru-jp.org
ru-jp@nm.ru
##### ####### #####
       
                       

 НАЧАЛО   НОВОСТИ   ОРЯ   ПИШЕМ!