ОКНО В ЯПОНИЮ    НОВОСТИ    О ЯПОНИИ    ОРЯ    ПИШЕМ!  
 
 

Окно в Японию: http://ru-jp.org

 

НИКОРАЙ-ДО - ЦЕНТР ЯПОНСКОГО ПРАВОСЛАВИЯ

История православия, в том числе за пределами России, многие десятилетия почти полностью остававшаяся за рамками научных исследований, в последние годы стала одним из важных направлений отечественной историографии. Изучение истории православия, наконец-то, стало неотъемлемой частью изучения истории России.

История православия в Японии в конце XIX века связана, прежде всего, с деятельностью Святого Равноапостольного Николая Японского (в миру Ивана Дмитриевича Касаткина), прошедшего путь от иеромонаха до архиепископа. Апостол Японии Архиепископ Николай посеял семена православия в далекой стране, где когда-то преследовали христиан, и сумел утвердить его в ней, став одной из наиболее почитаемых фигур в церковной истории России XIX-XX вв.

Описание величайшего духовного подвига святителя Николая и связанных с ним результатов деятельности всей его жизни в рамки отдельно взятой небольшой статьи уместить крайне сложно. Для этого необходимо, по меньшей мере, довольно серьезное исследование с изучением, в первую очередь, первоисточников - "Дневников отца Николая". Нельзя не согласиться с А. Платоновой, автором одного из жизнеописаний святителя Николая, которая писала: "Знать о нем возможно более подробно - долг всякого русского человека, потому что такие люди, как архиепископ Николай, - гордость и украшение своей страны".

Мне же хотелось познакомить читателя с "детищем" святителя Николая, с одним из красивейших православных соборов города Токио, собором Воскресения Христова, или как его называют сами японцы, "Никорай-до".

История создания "Никорай-до" началась задолго до его постройки. Собор венчает собой самоотверженные усилия многих сотен русских людей, отдавших свои силы и знания для "произрастания" православия на японской земле.

Первый же православный храм в стране восходящего солнца был построен на консульские деньги в 1859 году в Хакодате российским консулом И.А. Гошкевичем (1). А первым священнослужителем в нем был флотский протоиерей В. Махов.

1884-1891 годы ушли на постройку собора Воскресения Христова. Он был построен по проекту М.А. Щурупова (2). Отцу Николаю представилась возможность не только на бумаге, на чертежах и в эскизах увидеть творения рук Щурупова. Они вместе съездили на Черную речку, чтобы полюбоваться церковью св. Николая Чудотворца, построенной по проекту Щурупова. Доверие к этому архитектору возросло после того, как он показал отцу Николаю проект будущего храма в русско-византийском стиле.

Если немного коснуться темы влияния деятельности архитекторов-выходцев из России на архитектуру иностранных держав, то оно особенно заметно проявилось в балканских странах. Например, проект храма-памятника на Шипке в Болгарии принадлежит А. И. Томишко, церкви Николая Чудотворца при посольстве России в Софии - М. Т. Преображенскому. Особенно большой вклад в развитие церковного зодчества внес русский архитектор Померанцев. По его проекту был сооружен в русско-византийском стиле храм-памятник Александра Невского в Софии.

Там, где неимоверными усилиями, связанными с большими трудностями, распространялось православие, вслед за ним в камне или в дереве храма увековечивалась архитектурная мысль России. Влияние русского зодчества коснулось не только архитектуры западных стран, но и Востока, например, Китая.

Однако начальнику Духовной Миссии святителю Николаю хотелось, чтобы первый кафедральный собор в Японии имел бы художественную связь с национальной традицией японского искусства.

Для отца Николая крайне важно было почувствовать дух японской нации. Никогда не позволял себе иеромонах Николай оскорблять религиозное чувство японцев, никогда не порицал последователей буддизма, не трогал буддийских бонз, и потому даже среди буддийского духовенства у него были друзья. Он ходил по городу, посещая языческие храмы, и слушал там буддийских проповедников, многие из которых были блестящими знатоками родного языка и фольклора и в своих образных выступлениях позволяли почувствовать всю оригинальность японского национального мышления. Приглашал отец Николай к себе буддийских жрецов и с ними прочитывал трудную для понимания буддийскую литературу.

Для понимания причин успеха проповеди святителя важно отметить, что "Владыка старался сделать церковь родным домом для японцев. Он, как и все прихожане, никогда не входил в церковь в обуви, благословил во время проповеди сидеть по-японски на полу, призывал не копировать русское церковное пение: "Должно начаться здесь чисто японское церковное пение, как оно началось в России, принявшей сначала греческое".

Насколько же дальновиден и мудр был святитель Николай! И кафедральный собор явился венцом всех его нелегких трудов, результатом поисков и утверждения русским православным священником на японской земле Православия, но не в слепом, копированном виде, а ставшего родным и понятным самим японцам.

По проекту Щурупова в Святейшем Синоде было множество замечаний. Однако отец Николай достиг своей цели - проект Щурупова был согласован и доставлен в Токио. Но инженером-строителем, способным по чертежам возвести каменное здание храма, из-за отсутствия русских специалистов оказался английский архитектор Дж. Кондер. Подрядные работы взяла на себя фирма "Киёмидзу".

У некоторых японских историков сложилось мнение, что англичанин внес в проект Щурупова кое-что от себя. Например, Дж. Кондеру приписывают авторство купола и колокольни собора. Но основой служил проект именно русского архитектора, и все действия по постройке согласовывались с епископом Николаем.

Постройка с внутренними украшениями обошлась в 500 тысяч рублей - это почти в 8-9 раз больше, чем предполагалось раньше.

В сборе пожертвований участвовали все представители российского общества. Жертвуя на храм, возводящийся в далекой от них Японии, они и представить себе не могли, что храм "Никорай-до" станет символом русско-японских духовных связей! Приезд в каждый город России, как, например, Петербург, Москва, Казань, Киев, Одесса, епископ Николай использовал с максимальной пользой для Миссии, умел находить единомышленников по всей России. Можно видеть какими всеобъемлющими церковными делами был поглощен Преосвященный Николай в течение осени-зимы 1879-го и зимы-весны-лета 1880-го.

Так, члены Московского Православного Миссионерского Общества поддержали отца Николая, выделив сумму в 23800 рублей. Внес свою лепту в постройку Воскресенского собора в Токио и известный публицист и общественный деятель И.С. Аксаков (3), который привез Преосвященному Николаю более 600 рублей и вручил, подписной лист, где в ряду со взрослыми жертвователями было имя одиннадцатилетнего мальчика Макса фон-Мекка. Впоследствии епископ Николай узнает, что Макс - Максимилиан Карлович фон-Мекк - сын Надежды Филаретовны фон-Мекк, которой П.И. Чайковский посвятил Четвертую симфонию, спустя четверть века приедет в Токио как уполномоченный Российского общества Красного Креста и своими глазами увидит храм Воскресения Христова, на который он в детстве пожертвовал 15 рублей.

Огромное участие в постройке собора оказал и адмирал С.О. Макаров: "статьи писал, брошюру издал о постройке Собора, чтоб вызвать пожертвования; и сам собирал в Петербурге и Москве, куда нарочно для этого ездил; наконец, побудил великого князя Александра Михайловича (4) выхлопотать в Миссионерском Обществе разом 14 тысяч, чем и закончена была постройка Собора".

На торжестве освящения присутствовало 19 японских священников и более четырех тысяч христиан. Присутствовали даже члены кабинета министров - маркизы Цугумити Сайго и Седзиро Гото, а также российский посланник, действительный статский советник Д.Е. Шевич (5) с сотрудниками посольства.

Новый храм вполне соответствовал мысли владыки Николая. "Сколько здесь света! Какая величественность! Японцы справедливо гордятся этим зданием. Каждый турист, бывающий в Токио, считает своим долгом посетить "храм - Николай". Официальное название находящегося в центре Токио православного храма - замечательного архитектурного сооружения с куполом в византийском стиле - токийский собор Воскресения, но все японцы называют его "Никорай-до". "До" в японском языке имеет значение "грандиозное здание, религиозное или светское".

"Собор, - писал владыка, - будет памятен, будет изучаем, подражаем многие не десятки, а, смело говорю, сотни лет, ибо храм, действительно, замечательнейшее здание в столице Японии, здание, о котором слава разнеслась по Европе и Америке еще прежде его окончания и которое, ныне будучи окончено, по справедливости вызывает внимание, любопытство и удивление всех, кто есть или кто бывает в Токио".

Все расходы по возведению собора - 225 тысяч рублей - были полностью оплачены из добровольных пожертвований благотворителей-россиян.

Собор Воскресения Христова, Никорай-до стал и продолжает оставаться духовным центром японского православия, важным историческим памятником и культурным центром Японского государства, символом русско-японских духовных связей.

Судьба собора отразила драматические перипетии истории Японской Православной Церкви в XX столетии: кончина основателя Церкви Святителя Николая в 1912 г., революция в России в 1917 г. и в результате прекращение отношений с Матерью-Церковью - Русской Православной Церковью, гибель Воскресенского собора во время Великого землетрясения Канто в 1923 г и его восстановление в 1929 г., гонения в предвоенные годы в условиях милитаризма и нарастающей ксенофобии, переподчинение Американской Церкви в период оккупации после военного поражения Японии, восстановление контактов с Московской Патриархией, обретение автономии и причисление к лику святых Архиепископа Николая. Японская православная церковь со дня основания пройдя путь великих испытаний доказала свою жизнеспособность как национальная самостоятельная церковь и благополучно существует в стране дальневосточной культурной традиции.

Можно сказать, что судьба собора Никорай-до - это история всей Японской Православной Церкви. Это и побудило меня обратиться к данной теме.

Мария Щербакова
maria_scher@mail.ru

Примечания

1. Гошкевич И.А. (1814-1875) - первый русский дипломатический представитель в Японии (1858-1865). Автор трудов о Китае и Японии, об особенностях японского и китайского языка.
2. Щурупов М.А. (1815-1901) - русский архитектор, закончил Академию художеств с золотой медалью. Академик с 1858 г. Участвовал в реставрации Киево-Софийского собора. Его творчество удостоили Малой и Большой Золотой медалями. Он создал памятник Наполеону I Бонапарту, российскому художнику Карлу Брюллову, спроектировал здание Археологического музея, после чего стал професcором и членом Академии художеств.
3. Аксаков И.С. (1823-1886) - публицист, поэт, журналист-издатель. Являлся председателем Московского славянского общества, которое было закрыто, а сам И.С. Аксаков был выслан из Москвы. Работал над христианской эпопеей "Мария Египетская", но потом отказался, сказав: "Для этого надо быть лучшим христианином".
4. Александр Михайлович (1866-1933) - великий князь, совершил кругосветное плавание на корвете "Рында" (1866), на фрегате "Дмитрий Донской" (1893), произведен в контр-адмиралы (1903), в вице-адмиралы (1909) с назначением генерал-адъютантом.
5. Шевич Д.Е. (1838-1906) - дипломат, посланник в Токио (1889-1892), посланник в Португалии (1892-1896), член Государственного совета.

Постоянный адрес этого материала в сети интернет - http://ru-jp.org/sherbakova03.htm

##### ####### #####
ОКНО В ЯПОНИЮ -
E-mail бюллетень
Общества "Россия-Япония",
# 09, 2005.02.27
http://ru-jp.org
ru-jp@nm.ru
##### ####### #####


 ОКНО В ЯПОНИЮ    НОВОСТИ    О ЯПОНИИ    ОРЯ    ПИШЕМ!